Сопротивление клиента в психологическом консультировании

Почему сопротивление клиента благо для психолога?

И кто-то рухнул, придавленный собственным щитом…

Так можно сказать про психологические защиты. Сопротивление клиента процессу психологической помощи тоже относится к защитному поведению.

Казалось бы, клиент приходит к психологу с намерением избавиться от страданий, и веря, что психолог ему в этом поможет.

Но одновременно он сопротивляется этому процессу. 

При этом сам того не осознавая, так как любая форма сопротивления запускается нашим бессознательным.

Что же делать психологу, когда клиент на его вопрос молчит, агрессирует, рассказывает анекдот, делает вид, что не понял, плачет?…

Это только часть форм  сопротивления клиента.

“Нет, ну как Вы это делаете?”

Иногда слышу этот вопрос, когда обсуждаем манипулятивное или агрессивное поведение клиента и результативные реплики психолога в ответ.

Я полагаю, что вопрошающие “подозревают” меня, что знаю какой-то сверхценный секрет, но из-за жадности не делюсь))

Однако, нет особого секрета. Есть только техники работы психолога с клиентами,  чьи тревожное состояние и сопротивление как защитная стратегия, мешают процессу

Про это, а также о природе сопротивления и технологии работы с ним наше занятие

Почему сопротивление клиента благо для психолога?

В программе:

Часть 1.  Сопротивление и психологические защит [8:53]

1. Что такое сопротивление клиента?

2. Какие функции выполняют психологические защиты?

3. Виды психологических защит (очень коротко)

4. Чему на самом деле сопротивляется клиент?

5. 3 почему при встрече с сопротивлением

Часть 2. Проявления сопротивления клиента [13:50]

1. Сопротивление как сигнал, точка боли клиента

2. Как понять, что мы затронули боль клиента

3. Проявления сопротивления

Часть 3. Технология работы с сопротивлением (минипрактикум) [56:30]

Комментарии участников:

«если это попытка вызвать жалость, то может быть и сопротивлением»

 «очень хорошо! это же здорово! значит изменения уже начались! теперь нам нужно направить в нужном направлении…»

«как вариант предложить эту злость выразить и полностью выразить, тут нужно как раз разрешить её проявить!»

«А когда вы ничего не чувствовали, вы были каким?»

«чем больше давишь, тем сильнее сопротивление… обойти нужно…»

Как бы Вы оценили данный материал? По 10-бальной?

«Очень интересно и ценно! 10»

«благодарю. очень было интересно и познавательно. 10»

«спасибо на 10!»

«8, но 10 не бывает, это у меня…»

«10, честно, деньги- анальная стадия не знала»

«Полезно на 10! Спасибо!))))»

Ваши комментарии, обратная связь по данному мероприятию (спикеру)